Список форумов Betapress.ru

Форум
Кадрового Холдинга
«Бета Пресс»


Вернуться на сайт

   

Вернуться   Список форумов Betapress.ru > Форум HR-специалистов > Вопрос-ответ. Онлайн-консультации по трудовому праву

Вопрос-ответ. Онлайн-консультации по трудовому праву Форум для консультаций представителей компаний-работодателей (HR-специалистов, сотрудников кадровых служб) по различным вопросам трудового права.

Ответ
 
Опции темы Опции просмотра
Старый 25.04.2006, 16:59   #1
Элео
Новый пользователь
 
Регистрация: 25.04.2006
Адрес: Волгоград
Сообщений: 9
По умолчанию Прервется ли стаж?

Возник такой вопрос :
28.06.2000 г.-сотрудница устроилась на работу;
в это же время обучалась на дневном отделении в институте с получением стипендии;
28.09.2000 г.-уволена с работы(по собств. жел.)

:roll:
19.02.2001 г.-устроилась на работу
в июне 2001 г. закончила институт.
прерывается ли стаж между датами 28.09.2000 г. и 19.02.2001 г., если нет, то включается ли в непрерывный стаж этот промежуток времени?
Спасибо.
Элео вне форума   Ответить с цитированием
Старый 26.04.2006, 15:38   #2
Людмила Французова
Почетный гость
 
Регистрация: 27.09.2005
Адрес: Москва
Сообщений: 10,897
По умолчанию

Здравствуйте!
Для ответа на этот вопрос посмотрим подпункт «а» пункта 9 «Правил исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию» (утверждены постановлением Совмина СССР от 13.04.1973 № 252).
Не прерывает трудовой стаж, но не засчитывается в него время обучения в высшем учебном заведении, если перерыв между днем освобождения от работы и днем зачисления на учебу не превысил сроков, установленных Правилами в зависимости от причины увольнения, а перерыв между днем окончания учебы либо досрочного отчисления из учебного заведения и днем поступления на работу не превысил трех месяцев.

Если прокомментировать указанную выше формулировку, то здесь описывается ситуация, когда гражданин увольняется с работы, поступает в вуз (среднее специальное учебное заведение), а затем его заканчивает и снова продолжает работу. В таком случае учеба не прерывает стажа, если соблюдены условия по предельным срокам.

Во всех иных случаях (как, например, в Вашем), учеба не будет включаться в стаж и факт учебы не будет влиять на непрерывность стажа.
Таким образом, после увольнения с работы 28 сентября 2000 г. без уважительных причин, с которыми законодательство РФ связывает сохранение непрерывного стажа, у работницы стаж прерван и будет заново исчисляться только с поступления на работу 19 февраля 2001 г.
Людмила Французова вне форума   Ответить с цитированием
Старый 26.04.2006, 16:25   #3
Элео
Новый пользователь
 
Регистрация: 25.04.2006
Адрес: Волгоград
Сообщений: 9
По умолчанию Людмиле

Людмила, спасибо за Ваш подробный ответ. Я прошу простить :oops: начинающего кадровика, в своем вопросе я допустила неточность :
28.09.2000 г. сотрудница уволена с работы по истечении срока Трудового контракта. И еще хотелось бы уточнить, что в институт сотрудница была зачислена в 1995 году, окончила в июне 2001 г.

Вопрос 1: засчитывается ли (в нашем случае) время работы по срочному трудовому контракту в непрерывный стаж?
Вопрос 2:Применим ли к этому случаю п. 2 ст. 28 Закона РФ от 19.04.91 \"О занятости населения в Российской Федерации\"
Время, в течение которого гражданин в установленном законом порядке получает пособие по безработице, стипендию,
.
....не прерывает трудового стажа и засчитывается в общий трудовой стаж.
\"
СПАСИБО!
Элео вне форума   Ответить с цитированием
Старый 26.04.2006, 17:06   #4
Людмила Французова
Почетный гость
 
Регистрация: 27.09.2005
Адрес: Москва
Сообщений: 10,897
По умолчанию

Исходя из порядка исчисления непрерывного трудового стажа, указанного в Правилах, у нас получается следующее.

Период с даты поступления в вуз в 1995 г. и по 27 июня 2000 г. не включается в непрерывный трудовой стаж сотрудницы (при условии, что 27 июня 2000 г. она впервые принята на работу).
Весь период первой работы с 28 июня 2000 г. по 28 сентября 2000 г. в непрерывный стаж входил, однако 28 сентября 2000 г. стаж был прерван, т.к. при увольнении в связи с истечением срока трудового договора стаж сохраняется только в течение месяца.
Поэтому, начиная с 19 февраля 2001 г. снова «накапливается» стаж.

Цитируемое положение из Закона «О занятости населения в Российской Федерации» не относится к Вашему случаю, т.к. в этом законе речь идет о стипендиях, выплачиваемых безработным гражданам, направляемым на учебу по направлению службы занятости.
Людмила Французова вне форума   Ответить с цитированием
Старый 27.04.2006, 09:32   #5
Элео
Новый пользователь
 
Регистрация: 25.04.2006
Адрес: Волгоград
Сообщений: 9
По умолчанию

Людмила, спасибо Вам огромное!
Елена, Волгоград.
Элео вне форума   Ответить с цитированием
Старый 01.06.2006, 14:31   #6
Ирин
Новый пользователь
 
Регистрация: 23.05.2006
Адрес: Москва
Сообщений: 24
По умолчанию

Хочется отметить, что непрерывный трудовой стаж перестал влиять на размер пособия по временной нетрудоспособности.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 марта 2006 г. N 16-О

ПО ЖАЛОБЕ ГРАЖДАНИНА
КОРНИЛОВА ВЛАДИМИРА ПЕТРОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ
ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОЛОЖЕНИЯМИ УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 15 МАРТА 2000 ГОДА N 508
\"О РАЗМЕРЕ ПОСОБИЯ ПО ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ\",
ПРАВИЛ ИСЧИСЛЕНИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ТРУДОВОГО СТАЖА РАБОЧИХ
И СЛУЖАЩИХ ПРИ НАЗНАЧЕНИИ ПОСОБИЙ ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ
СОЦИАЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ, ОСНОВНЫХ УСЛОВИЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ПОСОБИЯМИ ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ СОЦИАЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ
И ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОСОБИЯМИ
ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ СОЦИАЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи Ю.Д. Рудкина, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона \"О Конституционном Суде Российской Федерации\" предварительное изучение жалобы гражданина В.П. Корнилова,

установил:

1. В жалобе гражданина В.П. Корнилова оспаривается конституционность пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 15 марта 2000 года N 508 \"О размере пособия по временной нетрудоспособности\", пункта 1 Правил исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию (утверждены Постановлением Совета Министров СССР от 13 апреля 1973 года N 252), пунктов 25 - 27 Основных условий обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию (утверждены Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 23 февраля 1984 года N 191) и пункта 30 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию (утверждено Постановлением Президиума ВЦСПС от 12 ноября 1984 года N 13-6).
Как следует из представленных материалов, В.П. Корнилов начал трудовую деятельность в 1986 году. Уволившись по собственному желанию из ОАО \"Тверской вагоностроительный завод\" 26 марта 2002 года, на работу в ООО \"Научно-производственное объединение \"Система\" (город Тверь) он поступил 21 октября 2002 года, т.е. спустя почти 7 месяцев, в связи с чем пособие по временной нетрудоспособности при наступлении заболевания ему было установлено в размере 60 процентов заработка.
По мнению заявителя, закрепление оспариваемыми нормами зависимости размера пособия по временной нетрудоспособности от продолжительности непрерывного трудового, а не страхового стажа, ко дню наступления нетрудоспособности, а также определение условий и порядка выплаты работникам такого пособия подзаконными нормативными правовыми актами нарушают конституционные социальные права работающих граждан и противоречат статьям 19 (части 1 и 2), 37 (части 1 и 2), 39 (часть 2), 55, 80 (часть 2) и 90 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации.
2. В соответствии с Конституцией Российской Федерации гарантируемое каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных установленных законом случаях осуществляется на условиях, определяемых законом, которым должны регламентироваться правовые основания, размеры и порядок предоставления гражданам конкретных видов социального обеспечения (статья 39, части 1 и 2; статья 71, пункт \"в\"; статья 72, пункты \"б\", \"ж\" части 1; статья 76, части 1 и 2).
Трудовой кодекс Российской Федерации предусматривает, что при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральным законом (статья 183), однако такой федеральный закон, необходимость которого вытекает также из статей 1 и 3 Федерального закона от 16 июля 1999 года \"Об основах обязательного социального страхования\", до настоящего времени не принят.
Пособие по временной нетрудоспособности работающим гражданам предоставляется в рамках системы обязательного социального страхования и выплачивается за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации. При отсутствии федерального закона, определяющего условия и порядок обеспечения застрахованных работников пособиями по временной нетрудоспособности, по смыслу абзаца двадцатого статьи 2 и статьи 423 Трудового кодекса Российской Федерации, а также статьи 2 Федерального закона от 22 декабря 2005 года \"Об отдельных вопросах исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и размерах страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2006 году\" в их взаимосвязи, сохраняют свое действие нормативные правовые акты бывшего Союза ССР о социальном страховании (ранее такое правоприменение основывалось на статье 239 КЗоТ Российской Федерации и повторяющем, по сути, ее положения пункте 2 Указа Президента Российской Федерации от 15 марта 2000 года N 508 \"О размере пособия по временной нетрудоспособности\").
Таким образом, в системе действующего правового регулирования предписания нормативных актов органов государственной власти бывшего Союза ССР, устанавливающих условия назначения и порядок выплаты работающим гражданам пособий по временной нетрудоспособности с учетом продолжительности непрерывного трудового стажа, в том числе оспариваемые заявителем положения Правил исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию, Основных условий обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию и Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, сохраняют свою юридическую силу и заменяют, по существу, законодательные нормы.
3. Согласно пункту 2 раздела второго \"Заключительные и переходные положения\" Конституции Российской Федерации законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции Российской Федерации, применяются в части, ей не противоречащей. Проверка конституционности нормативных актов органов государственной власти, принятых до вступления в силу Конституции Российской Федерации, производится Конституционным Судом Российской Федерации только по содержанию норм (часть вторая статьи 86 Федерального конституционного закона \"О Конституционном Суде Российской Федерации\").
Из названных положений в их взаимосвязи следует, что сохраняющие свое действие нормы, на основании которых определяется размер пособий по временной нетрудоспособности, даже если они содержатся в акте, по форме не отвечающем требованиям Конституции Российской Федерации, могут применяться, но лишь при условии, что эти нормы не противоречат Конституции Российской Федерации по содержанию.
3.1. Согласно Правилам исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию непрерывный трудовой стаж определяется по продолжительности последней непрерывной работы на данном предприятии, в учреждении, организации; в случаях, предусмотренных Правилами, в непрерывный трудовой стаж засчитывается также время предыдущей работы или иной деятельности (пункт 1). При этом во внимание принимаются продолжительность перерывов в работе и причины расторжения трудового договора. Так, по общему правилу, при переходе с одной работы на другую непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии, что перерыв в работе не превысил одного месяца; в случае же увольнения после 1 сентября 1983 года по собственному желанию без уважительных причин он сохраняется при условии, что перерыв в работе не превысил трех недель (пункт 2).
С учетом непрерывного трудового стажа, подсчитанного на основании Правил, работнику назначается пособие по временной нетрудоспособности. В частности, для лиц, имеющих непрерывный трудовой стаж до 5 лет, его размер составляет 60 процентов заработка (подпункт \"в\" пункта 25 Основных условий обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, подпункт \"в\" пункта 30 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию).
В условиях социалистической системы хозяйствования приведенные нормы преследовали цель способствовать решению задач формирования стабильных трудовых коллективов, сокращения текучести кадров, укрепления трудовой дисциплины. Сохранение такого правового регулирования, которое связывает определенные негативные последствия с реализацией работником права на прекращение трудового договора по своей инициативе, является, по сути, как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 4 марта 2004 года N 138-О по жалобе гражданина А.Ф. Каленова, нарушением закрепленных Конституцией Российской Федерации в числе основных прав и свобод человека и гражданина свободы труда, права каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (статья 37, часть 1) и противоречит целям и содержанию трудового договора как договора двухстороннего, в котором реализуются перечисленные конституционные права.
Применение подобного правового регулирования не согласуется с принципами обязательного страхования работающих граждан на случай временной нетрудоспособности, его предназначением, поскольку страховое обеспечение, призванное возместить работнику временно утраченный заработок, по существу, ставится в зависимость от наличия и длительности перерывов в работе, что приводит к наделению обязательного социального страхования не свойственными ему функциями. Оно существенно снижает объем страхового обеспечения по сравнению с тем, который предоставляется при наступлении временной нетрудоспособности работникам с таким же средним заработком и трудовым (страховым) стажем при иных обстоятельствах трудовой деятельности, чем нарушается равенство прав и свобод человека и гражданина (статья 19, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации).
Кроме того, размер страхового обеспечения, поставленный в зависимость от продолжительности непрерывного трудового стажа, объективно оказывается ниже у начинающих трудовую деятельность работников, при том что они могут подвергаться заболеваниям, не менее тяжелым и длительным, чем лица, имеющие такой непрерывный трудовой стаж, который дает право на получение пособия по временной нетрудоспособности в максимальном размере, и что на время болезни они в той же мере нуждаются в страховом обеспечении в виде возмещения утраченного заработка.
В сложившейся ситуации, когда российское законодательство о социальном страховании на случай болезни не сформировано, а нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, увязывающие право застрахованных лиц на получение пособия по временной нетрудоспособности с продолжительностью непрерывного трудового стажа, не в полной мере соответствуют задачам социального страхования на современном этапе, возможно неоправданное и не совместимое с конституционно значимыми целями, указанными в статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, ограничение права этих лиц на социальное обеспечение, гарантированное ее статьей 39 (часть 1).
3.2. Следовательно, нормативные положения, содержащиеся в пункте 1 Правил исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию, пунктах 25 - 27 Основных условий обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию и пункте 30 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, не подлежат применению судами, другими органами и должностными лицами как противоречащие статьям 19 (части 1 и 2), 37 (часть 1), 39 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
В соответствии с требованием статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации федеральному законодателю надлежит определить условия и порядок обеспечения застрахованных работников пособиями по временной нетрудоспособности в федеральном законе. При этом, будучи свободным в выборе критериев предоставления страхового обеспечения в случае болезни, он в то же время обязан осуществить необходимое правовое регулирование с учетом конституционных принципов правовой справедливости и равенства, основываясь на целях и задачах социального страхования.
Вместе с тем Конституционный Суд Российской Федерации учитывает, что утрата пунктом 1 Правил исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию, пунктами 25 - 27 Основных условий обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию и пунктом 30 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию юридической силы с момента принятия настоящего Определения создала бы пробел в регулировании обеспечения застрахованных лиц пособиями по временной нетрудоспособности, что воспрепятствовало бы реализации ими права на социальное обеспечение в случае болезни. Кроме того, вступлением в силу настоящего Определения непосредственно затрагивается расходная часть бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации на 2006 год, неисполнение которого может привести к недопустимому массовому нарушению социальных прав работающих граждан.
Этим обусловливается необходимость установления особенностей исполнения настоящего Определения в соответствии с пунктом 12 части первой статьи 75, статьями 79 и 80 Федерального конституционного закона \"О Конституционном Суде Российской Федерации\".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и статьей 79 Федерального конституционного закона \"О Конституционном Суде Российской Федерации\", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Положения пункта 1 Правил исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию (утверждены Постановлением Совета Министров СССР от 13 апреля 1973 года N 252), пунктов 25 - 27 Основных условий обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию (утверждены Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 23 февраля 1984 года N 191) и пункта 30 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию (утверждено Постановлением Президиума ВЦСПС от 12 ноября 1984 года N 13-6) в части, увязывающей право на получение пособия по временной нетрудоспособности и его размер с длительностью непрерывного трудового стажа, в силу правовых позиций, выраженных Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 4 марта 2004 года N 138-О и настоящем Определении, с 1 января 2007 года не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами, как противоречащие Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 37 (часть 1), 39 (часть 1) и 55 (часть 3), и утрачивают силу.
2. Федеральному законодателю надлежит урегулировать порядок и условия реализации конституционного права каждого на социальное обеспечение в случае болезни и обеспечить введение нового правового регулирования в срок не позднее 1 января 2007 года.
3. Признать жалобу гражданина Корнилова Владимира Петровича не подлежащей дальнейшему рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, поскольку для разрешения поставленного заявителем вопроса не требуется вынесение предусмотренного статьей 71 Федерального конституционного закона \"О Конституционном Суде Российской Федерации\" итогового решения в виде постановления.
4. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
5. Настоящее Определение подлежит опубликованию в \"Российской газете\", \"Собрании законодательства Российской Федерации\" и \"Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации\".

Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
Ирин вне форума   Ответить с цитированием
Старый 05.09.2006, 14:43   #7
Евгения
Почетный гость
 
Регистрация: 28.04.2006
Адрес:
Сообщений: 73
По умолчанию

Уважаемая Людмила!

Ответьте пожалуйста на такой вопрос.
Прервется ли стаж при таких записях в трудовой книжке:
27.08.2004. Уволена по собственному желанию пункт 3 статьи 77 ТК РФ
13.08.2005 Принята на должность..
31.08.2005 Уволена по собственному желанию пункт 3 статьи 77 ТК РФ

Спасибо. Евгения
Евгения вне форума   Ответить с цитированием
Старый 05.09.2006, 16:26   #8
Людмила Французова
Почетный гость
 
Регистрация: 27.09.2005
Адрес: Москва
Сообщений: 10,897
По умолчанию

Здравствуйте, Евгения!
У данной сотрудницы стаж прервался 27.08.2004 и с 13 августа 2005 г. начинается новое исчисление непрерывного стажа.
Порядок подсчета непрерывного трудового стажа установлен «Правилами исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию» (утверждены постановлением Совмина СССР от 13.04.1973 № 252). Здесь в пункте 2 читаем: «При увольнении после 1 сентября 1983 г. по собственному желанию без уважительных причин непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии, что перерыв в работе не превысил трех недель». Работница же поступила на работу почти год спустя.
Причем, если с даты последнего увольнения с работы (31.08.2005) прошло тоже больше 3 недель, то стаж снова прерывается и будет считаться заново с даты поступления на новую работу.
Людмила Французова вне форума   Ответить с цитированием
Ответ

Опции темы
Опции просмотра

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.

Быстрый переход


Часовой пояс GMT +4, время: 17:43.


Powered by vBulletin® Version 3.8.2
Copyright ©2000 - 2014, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot

Rambler's Top100 Rambler's Top100